Многоухие аналитики

Основным правилом для клиента в анализе является говорить все, что приходит в голову, не отсеивая по критерию «важно-не важно».
И это называется свободным ассоциированном. Вопреки частой убежденности обратившихся в анализ людей, из них вовсе не начинает при выполнении этого простого (лишь на первый взгляд) правила литься «бессвязный бред». Мы знаем, что перескакивая с мысли на мысль, с воспоминания на воспоминание, человек рано или поздно наткнется внутри себя на аффективно-заряженный комплекс, т.е. на сгруппированный в психике конгломерат переживаний-воспоминаний-убеждений, являющийся центральным переживанием (по крайней мере актуальный в данный момент времени) и имеющим, вероятно, «хвостики» и в алгоритмах поведения, построения отношений и «необоснованных» эмоциональных реакциях и прочих беспокоящих его вещах.
Моё желание написать эту заметку, вероятно - внутренний ответ на часто встречающееся опасение, контролирующих процесс клиентов, упустить что-то важное (или наоборот сболтнуть лишнего, например, аналитика послать с его угуканьем) и потому, вместо свободного ассоциированния, приносящих на сессию умозаключения и уже «понятный и переработанный материал» чтобы им поделиться. Сложно наполнить уже переполненный стакан воды.

Невозможность всегда свободно ассоциировать конечно связана со множеством факторов и не последнюю очередь с тем, насколько создаю безопасное пространство в отношениях на сессии создается психологом. Пожалуй и мне сегодня захотелось немного сгруппировать и систематизировать способы слушания клиентского материала и поделиться тем, какое количество ушей для «равномерно распределенного внимания» необходимо отращивать для работы со сложным, чувствующим, переменчивым, Живым обращающимся в анализ человеком. Итого насчитано аж 6 ушей и 1 глаз=)
Илья Егиян
Аналитический психолог

1.Нарратив клиента

Мы слушаем, воспринимаем и сопереживаем историям клиентов, принимая их внутрь себя и проживая все то, с чем сталкиваемся в этих историях. Это самый очевидный внешний слой работы. Таким образом мы сшиваем прошлое и настоящее, что дает ясность в том, почему человек сейчас такой, какой есть. Мы можем помочь восстановить эти связи, подсветив их. Просто понимания и сочувствия, конечно недостаточно. Хотя это само по себе является мощным терапевтическим фактором.

2.Последовательность повествования и связь с предыдущими событиями в анализе

Отношения аналитика и анализанта являются почвой для постепенного разворачивания его далекой-далекой истории. Только не в виде рассказа, а в виде того, что мы называем «аналитическими отношениями». Это как бы N-мерный аналог простого рассказа. Мы слушаем с чего начинается сессия, о чем она, к чему мы приходим в конце, а также как темы нашей сессии связаны с тем, что происходило не только в жизни клиента, но и на предыдущих сессиях, включая сообщения о перерывах в работе, как со стороны аналитика, так и со стороны клиента и других необычных явлениях. Это как бы микро уровень первого пункта - наблюдение за разворачивающимися событиями в аналитическом пространстве.

3.Символическое значение рассказа.

Мы также слушаем своим символическим ухом о том, что скрывается за речью человека в символическом измерении. Например, как если бы прямая речь клиента была бы пересказом его сновидения. Тогда все объекты, места, отношения, люди становятся в нашем восприятии как бы внутренними объектами клиента и повествует он о своих внутренних отношениях между ними. Дело в том, что каждый значимый человек или объект (из определения что-то значит для клиента) и соответственно символизирует нечто важное. Символ, как микрокомплекс, - это сгущенка из множества смыслов, объединенная одной важной темой. Так, например, жена, обеспокоенная потерей своего обручального кольца, говорит не только лишь с досадой пропаже, но также и о ее отношениях с мужем.

4.Обращение рассказом к аналитику

За тем, о чем говорит клиент порой скрывается то, что он хочет сказать аналитику (или человеку из прошлого/настоящего) или о последствиях того, что происходило на предыдущей или текущей сессии. Что-то, что не может быть высказано напрямую говорится опосредованно. Это эдакая сказкотерапия от клиента к аналитику буквально или символически объясняются "как со мной надо и как не надо". В случаях, когда история является отреагированием вовне (когда клиент не имеющий возможности в силу разных причин что-то Высказать на сессии, Делает что-то вне сессии) это ухо является особенно полезным. Вот, например, Нэнси МакВильямс писала о том, что ее анализантка через короткое время после начала анализа завела отношения с девушкой по имени Нэнси.

5. Сопоставление слов и действий

Мы внимательно следим за тем, как клиент заходит, садится, складывает вещи или из какого места выходит на связь онлайн. Как именно он или она сегодня скручивают салфетки в руках, что приносят с собой на сессию из вещей. Как-то буднично или необычно возбужденно? А может еще как-то? Когда клиент смеется, рассказывая грустную историю, или когда говоря про необычайную расслабленность без конца ёрзает на диване - все это помогает услышать(увидеть), что есть необходимость сегодня что-то укрыть - укрыться от переживания чувств. Например, клиент, который невероятно мотивирован "проработать все травмы" регулярно опаздывающий на сессии на минут десять в силу тех или иных причин.

6.Нерперпезентативный материал

То, о чем не упоминается или умалчивается. Также непременно полезно слушать "ухом несказанного". Это ухо слышит пробелы в том, о чем говорит клиент на сессии. Это может быть нерепрезентативный материал, т.е. информация, которая в психике содержится, но не имеет словесного выражения. "Какое-то смутное непонятное чувство". Подключая наш опыт и воображение, мы можем предлагать возможное заполнение этих пустых мест с целью найти таки подходящий термин для этого внутреннего процесса или состояния. Или же непроговренное попросту нечто, что покрыто слоем стыда или обесцененно и тогда у нас просто нет возможности принять это в расчет. Еще один пример про работу этого уха - клиент, рассказывающий про новые отношения, не рассказывает про их сексуальный компонент или же умалчивающий про обычно-непроговариваемые-всем-и-так-понятные-аспекты-ситуаций. Исследуя эти области мы получаем доступ ко много большему пространству в душе клиента. Примером техники работы этим ухом является то, что я называю «прикинуться тапочком» - задавать с серьезным видом уточняющие вопросы к сфере совершенно обыкновенных в быту вещей. Например, сколько времени уходит на утренний туалет, как проходит прием пищи, распорядок дня и прочее-прочее. Сложно даже описать, сколько всего интересного и необычного скрывается в том, что каждый сам для себя называет обычным делом. Кажется, это идея Кохута - оставлять все свои знания, предположения и познания в сфере психоанализа за пределами кабинета.

7.Собственные образы и чувства.

Это то, что называется ревери аналитика и контрпереносные чувства. Это два разных понятия, которые уложены в одно «ухо». Если говорить про шестое ухо нерепрезентативной информации, то было бы глупым (с точки зрения клиента, что и понятно) с пустого места задавать вопросы клиенту про его утренние ритуалы и умывания. Но иногда в ответ на историю клиента, принесенную сегодня на сессию, аналитики вдруг с удивлением обнаруживают в себе какую-то фантазию-образ. Откуда она там взялись? Нежели то, что сейчас рассказывается является чем-то таким скучным, что хочется улететь в мир собственных грез? Иногда да - и это сопротивление (или наше, когда чувства о рассказываемом невыносимы или клиента, когда он вместо действительно для себя важного и заряженного, рассказывает про то, как гладил котика у подъезда давеча), но иногда бывает интересно сопоставить, почему в ответ на рассказ клиента приходит тот или иной образ, не связанный с рассказываемым. Мы можем рассматривать его, как нашу бессознательную реакцию на материал клиента, который остается в тени, а также использовать этот образ символически для лучшего понимания наших отношений и осуждаемого материала. Ну и контрпереносные чувства выглядят, как необычные чувства к клиентам и вообще чувства по отношению к ним. А что это мы сегодня так сильно любим клиента? Или почему сегодня вот этот вот рассказ чем-то раздражает? Это у нас что-то не так и клиент попадает в больное место или же это то, что чувствуют с этим человеком другие люди в его окружении?
И правда получается человек - это целый оркестр посланий, только успевай все улавливать. Зная и используя это, мы можем каждого человека узнать, понять, принять и Услышать.